Notice: Use of undefined constant DOCUMENT_ROOT - assumed 'DOCUMENT_ROOT' in /home/saks1/fly-kuray.ru/docs/kuray/index.php on line 8

Notice: Undefined variable: SITE_DIR in /home/saks1/fly-kuray.ru/docs/kuray/index.php on line 8
Kuray ~ Курай | Kuray

Курай 2012

Страховая группа МСК МТС Много снега 
Axis Paragliding Flymaster


Курай | Kuray


Курай имеет богатую историю. Начинается эта история с времен доисторических скифских походов и сегодняшней дельтапарапланерной действительностью еще, к счастью, не заканчивается. Попадая в это место впервые, каждый начинает вести свой собственный отсчет времени. Для одного возраст Курая 5 лет, для другого – 35. Именно лет, потому что в этих историях нет зим. Зима занята работой, карьерным ростом, поездками в другие места. А лето – полетами в Курае. Из этих разных, иногда очень личных историй и состоит современная история Курая. Первые дельтапланерные полеты в Курае состоялись в 1976 году по инициативе лидера томских дельтапланеристов Сергея Казанцева. Родом он из Маймы (рядом с Горно-Алтайском), что, видимо и сыграло решающую роль в поиске места для нового старта в горном Алтае. В то лето на сибирский слет собрались пилоты из Красноярска, Томска, Новосибирска. Первый лагерь располагался в районе военного городка, в ущелье р. Курайка. В июле-августе речка пересыхает, ее сухое русло хорошо знакомо всем, кто летает в Курае. За 12 лет современной парапланерной истории Курая только раз в 2008 г. Курайка стала настоящей рекой. Это случилось после проливных дождей, в результате которых русло сухой реки наполнилось бурными грязно-коричневыми потоками.


Томские пилоты сохранили и воссоздали фильм, снятый в той экспедиции, кадры которого запечатлели моменты с одной стороны исторические – первые полеты в Курае, а с другой стороны - очень трогательные.

Ведь в те времена летательные аппараты собирались, как правило, умельцами из материалов, оказавшихся под рукой в родном НИИ или на предприятии по выпуску так называемой геофизической аппаратуры, о рациях и приборах и мечтать не приходилось.

Одна из участниц слета, воплощение образа спортсменки-комсомолки-красавицы 70-х, приземлилась на лиственницу, и в фильме уже снятая с дерева девушка плачет и от пережитого страха и от радости, что все благополучно закончилось. Звали милую девушку Люба Ахрямкина, в 1977 году в Крыму на Всесоюзных соревнованиях по дельтапланеризму она была единственной девушкой пилотом. Люба была и первым председателем Томской областной Федерации дельтапланеризма.

После 1976 года полетов в Курае не было почти 20 лет. Это связано в первую очередь с тем, что Курайская степь и Кош-Агач были суровой приграничной зоной. Там располагался крупный танковый полигон. Сейчас от военного поселка остались разбомбленные постройки, на склонах гор до сих пор хорошо видны пристрельные метки, а слоняющиеся в нелетную погоду по окрестностям парапланеристы до сих пор находят неразорвавшиеся снаряды. Когда в 1990 году алтайские дельтапланеристы Вячеслав Солодков, Владимир Митин, Евгений Шепов и Игорь Поздняков отправились в те края с целью возобновить полеты в Курайской степи и проинспектировать окрестные горы на пригодность в качестве стартовой площадки, им пришлось выписывать пограничный пропуск в Барнауле. В Акташе так же, как и сейчас, располагался погранотряд, а въезд в Курайскую долину преграждал пограничный шлагбаум, остатки которого сохранились до сих пор. Результатом экспедиции, проехавшей через все эти пограничные преграды на УАЗике и копейке до кош-Агача, стали две новых стартовых площадки – в Онгудае и Кош-Агаче. В 93-97 гг, Онгудай стал «дельтапланерным раем», так его назвал дельта-акын Азат Масалимов. Здесь в те годы проходили различные соревнования российского уровня, в основном дельтапланерные. Стартовая площадка – «тридцать на пятьдесят в девственной алтайской горной тайге. Тысячу над долиной, тысяча восемьсот над уровнем неведомого моря. Мужики и летающие леди, - воззвал Слава Солодков со страниц дельта-парапланерного издания «Небо для всех» (№ 81, январь 2001 г.), - поверьте мне, нет места более величесвенного и прекрасного для сердца летателя. Дрогнет оно у всякого, у которого за спиной либо мешок с волшебной тряпкой, либо ласкающий натруженное плечо шестиметровый пакет-трансформер».

В марте 1997 г. Владимир Митин вновь вернулся в Курай, на этот раз в сопровождении водителя КАМАЗа Виталия Алферова и проводника Славы Толкачекова, уроженца Курая, который в то время работал спасателем в альплагере Актру. В эту поездку и была отмечена новая стартовая площадка, практически в том самом месте, где она находится и сейчас. Правда в тот раз поездка чуть не закончилась печально – КАМАЗ потащило вниз по склону по мерзлой земле. Но все закончилось благополучно, и на дельтапланерной карте появилась новая точка.

С 1998 года начинается следующая история Курая – международная. В этом году состоялся первый международный дельта-парапланерный марафон, организованный Ассоциацией «Крылья Сибири» под руководством Владимира Митина. С 21 июня по 2 июля 22 участника и 10 человек обслуживающего персонала передвигались по территории Алтайского края и Республики Алтай. Идея Марафона – связать в один маршрут самые интересные летные места Алтая, попытаться пролететь в каждом из этих мест как можно дальше (километраж суммируется и выявляется победитель). Между этими пунктами перемещаться на автомобилях. Маршрут – Барнаул-Солоновка-Онгудай-Курай-пер.Катуярык-Телецкое озеро-Артыбаш-Барнаул. Кроме россиян из Барнаула, Бийска, Новокузнецка, Горно-Алтайска, в марафоне принимали участие 5 пилотов из Германии и Франции. Победителем стал Юрген Девисс, директор Международного дельтапланерного центра в г. Мийе (Франция). Зарубежные пилоты с большим летным стажем и опытом европейских полетов (среди гостей марафона был Реймо Виллиден, ветеран французского спорта), высоко оценили ландшафтные и погодные возможности Курая. С этой поры Курай стал центральным местом всех последующих международных марафонов. Но не только поэтому. Неодолимое желание вернуться в это место возникает в тот момент, когда понимаешь, что уезжать придется. По словам Андрея Собетова, «есть места которые нравятся сразу. Курай относится к их числу. Здесь все радует взор летающиего человека». Вячеслав Солодков – «Я утверждаю: есть на этом свете парапланерный рай – это Курай!»

В 2000 году проходит второй международный марафон. 2300 км пути, 6 летных мест по маршруту Барнаул-Солоновка-Усть-Кокса- Катанда-Тюнгур-Онгудай-Курай-Кош-Агач-Горно-Алтайск-Барнаул.. 14 участников, среди них 7 пилотов из Франции, и такая же по численности группа поддержки в лице доктора, спасателя, поваров и жен-подруг. И вновь главным событием марафона стали полеты в Курае. Подробное описание событий этого марафона появляется в украинском ежемесячном Бюллетене «Небо для всех» - №№ 78-79, 2000 г., 81-82, 2001 г.

В июле 2001 года в Курае проходили тренировочные сборы альтайских и новосибирских дельта-парапланеристов. Руководителем сборов был Александр Стебловский. В журнале «Вертикальный Мир» № 35 было опубликовано описание этих событий.

С 2002 года международная история Курая естественным образом переплелась с историей ЧР в Курае. Третий международный марафон, передвигавшийся по маршруту Барнаул-Хакассия-Тыва-КошАгач-Курай-Солоновка, влился в зональные соревнования, проходившие в Курае, впервые организованные барнаульским клубом «Триада» во главе с Максимом Малицким.

В 2003 году Курай встречал первый массовый заезд пилотов на ЧР, Зона Сибири и Дальнего Востока из европейской части России, впервые география участников соревнований расширилась до Камчатки . А уже в 2004 году Барнаульский аэропорт принимал два московских рейса, доставивших спортсменов из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов ближнего и дальнего зарубежья..

В течение 5 лет соревнования в Курае проходили под чутким руководством клуба «Триада». В это же время в 2004-2005 гг. школа приключений «Зов ветра» организует парапланерные туры школы Джоки Сандерсена в Онгудай и Курай.


С 2008 года начинается новая история Курая.

2008 г – Горно-алтайский клуб «Горные пилоты» проводит соревнования регионального масштаба.

2009 г. – ОФ СЛА г. Новосибирска и школа парапланеризма «Вектор-Новосибирск» вновь возобновили историю ЧР.

2010 г. – история продолжается…

test123